Президент России Дмитрий Медведев встретится в понедельник с главой Узбекистана Исламом Каримовым, прибывающим в Москву с официальным визитом. Аналитики полагают, что в переговорах лидеров двух стран не будет затрагиваться «конфликтных» тем: собеседники обсудят вопросы стратегического партнерства, правда, с учетом того, что этот термин каждая из сторон понимает по-своему.

Ислам Каримов приедет в понедельник в российскую столицу по приглашению Дмитрия Медведева. Официальные источники в Москве и Ташкенте уже заявили, что «в ходе визита будут обсуждены вопросы расширения узбекско-российского сотрудничества, актуальные проблемы регионального и международного характера», а по итогам переговоров планируется подписание ряда двусторонних документов, «направленных на углубление взаимодействия двух государств в различных областях». Между тем, за этими дежурными формулировками скрывается проблема взаимного недопонимания, которая в последнее время осложняла
отношения между официальной Москвой и Ташкентом. Как отметила в беседе с «Росбалтом» эксперт по Центральной Азии и Кавказу Санобар Шерматова, «в Кремле не всегда понимают мотивы, которыми руководствуются в Ташкенте, делая тот или иной политический ход. Резкие шаги узбекского руководства временами вызывают недоумение у Москвы».На самом деле, полагает Шерматова, Узбекистан играет в ту же геополитическую игру, что и большинство стран СНГ, занимаясь поиском баланса во внешней политике. Однако при этом государственных приоритетов — суверенитета и независимости – узбекское руководство придерживается более последовательно, чем власти других среднеазиатских республик. С учетом того, что в этом регионе присутствуют такие ведущие внешнеполитические игроки как Россия, США и Китай, найти баланс между ними весьма непросто.
Исходя из этого, случаются различные конфликты в таких интеграционных структурах как, например, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, членом которых является Узбекистан. Ташкент, действуя методом проб и ошибок, пытается лавировать, демонстрируя собственный внешнеполитический курс, в то время как членство в этих структурах в теории обязывает поступаться частью государственных принципов ради достижения общих целей.
В качестве примера можно привести выход Узбекистана из ЕврАзЭС. Этот шаг был сделан настолько резко, что вызвал даже некую дипломатическую паузу: в 2008-2009 гг. в Ташкенте не было российского посла. Более того, в личных отношениях Ислама Каримова и уже занимавшего тогда кресло российского премьера Владимира Путина возникла пауза. Хотя затем премьер РФ приложил максимум усилий для возвращения Узбекистана в число российских стратегических партнеров.
На государственном уровне отношения стали налаживаться, по большому счету, во время визита в Ташкент в январе 2009 президента РФ Дмитрия Медведева. Российский лидер сделал тогда принципиальное заявление, которое не могло не понравиться узбекской стороне и лично Исламу Каримову. Речь шла о том, что водные ресурсы Средней Азии должны использоваться с учетом интересов всех стран региона. Как известно, Ташкент выступает против строительства масштабных плотин на среднеазиатских реках, из-за которого у Узбекистана периодически возникают конфликты с Таджикистаном и Киргизией.
Правда, стоит отметить, что в начале февраля 2009 года, то есть практически сразу после обозначения Медведевым в Узбекистане российской принципиальной позиции по вопросу гидроресурсов, выступая в Кремле на совместной пресс-конференции с президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым, хозяин Кремля сказал, что Россия готова выделить около двух миллиардов долларов на строительство ГЭС. При этом ничего не было сказано про учет интересов стран региона.
В ответ на это на состоявшемся в Алма-Ате саммите по проблемам Арала Ислам Каримов попытался дистанцироваться от России, предложив центральноазиатским государствам объединиться, чтобы решить вопрос с водными ресурсами самостоятельно. Правда, из этой затеи ничего не вышло. Официальные же лица в Москве сделали несколько заявлений, подтверждающих слова Медведева, сказанные им в Ташкенте, что было расценено как приглашение узбекского руководства к дальнейшему разговору. И, практически наверняка в ходе нынешнего визита Каримова в Москву Узбекистан и Россия продолжат разбираться в подходах друг друга к проблеме эксплуатации гидроресурсов в Средней Азии.
Скорее всего, в круг обсуждаемых вопросов будет включена и проблема мирного политического урегулирования в Киргизии. Хотя по этому вопросу стороны уже выразили свои, не противоречащие друг другу, позиции. Естественно, будут обсуждены и проблемы афганского урегулирования. Особо важное место займут темы экономики и безопасности.
Как полагает Санобар Шерматова, «Узбекистан не выйдет из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), поскольку антитеррористическое сотрудничество является, пожалуй, наиболее успешным направлением взаимодействия двух стран». Хотя существует и конфликт интересов: Узбекистан не согласен с некоторыми положениями договора о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) и не входит в число участников этого проекта. В Ташкенте не хотят, чтобы узбекские военные воевали на чужой территории.
«В принципе, все вопросы между Медведевым и Каримовым будут решаться, особых расхождений в обсуждаемых проблемах ожидать не приходится, учитывая официальный формат визита», — утверждает Санобар Шерматова. По ее мнению, «визит Каримова задумывался с тем, чтобы поднять отношения на приемлемый для двух сторон уровень». «Поэтому, — заключила она, — мы не увидим каких-то конфликтных ситуаций. Собеседники будут говорить о стратегическом партнерстве, и это будет правда, но с учетом того, что каждый из собеседников подразумевает под понятием «стратегическое партнерство».
Дмитрий Пановкин
Комментариев нет:
Отправить комментарий