Гидрополитика

13.02.2009  М.С.Горбачев : «Проблема водных ресурсов является, несомненно, политическим вопросом»

М.С.Горбачев выступил с инициативой на европейской конференции «Мир с водой»

12 февраля с.г. бывший лидер СССР Михаил Горбачев выступил в Европейском парламенте с важной инициативой, призвав включить вопросы, связанные с охраной водных ресурсов, в повестку дня переговоров под эгидой ООН о новом соглашении по охране окружающей среды. Этот документ, призванный сменить Киотский протокол, предстоит принять на конференции в Копенгагене в декабре этого года. В условиях все увеличивающегося сокращения водных ресурсов на Земном шаре, вызванного интенсивным потреблением  воды, и глобальных климатических изменений Европейский Союз принял ценовые меры, направленные на то, чтобы убедить потребителей воды – владельцев фермерских хозяйств, промышленных предприятий и домохозяйств – экономить этот драгоценный природный ресурс. Одновременно усиливаются голоса тех, кто выступает за то, чтобы признать получение безопасной для здоровья питьевой воды одним из основных прав человека.
Международная конференция «Мир с водой» (Peace with Water), организованная Форумом мировой политики (World Political Forum), прошла в Европейском парламенте 12-13 февраля с.г. Целью этой конференции была выработка предложений о мерах по сохранению водных ресурсов для  включения в повестку дня переговоров по выработке соглашения, которое придет на смену Киотскому протоколу в 2013 г. Эти предложения были сформулированы в Меморандуме к Международному Протоколу о водных ресурсах.
Выступив с инициативой выработки Меморандума к Международному Протоколу о водных ресурсах в Европейском парламенте в Брюсселе, Михаил Горбачев заявил, что включение предложений о мерах по сохранению водных ресурсов в повестку дня переговоров по изменению мирового климата является вопросом, решение которого не терпит отлагательств.
«Проблема водных ресурсов является, несомненно, политическим вопросом, а также кризисом развития, которое было весьма неустойчивым. Эта проблема является частью глобального политического кризиса», - заявил Горбачев. Вместе с тем, нынешний мировой экономический кризис может способствовать возникновению нового порядка, который, по его словам, поможет «преодолеть нашу старую неустойчивую модель развития».
Горбачев призвал руководителей стран мира к выработке четких политических решений по использованию и охране водных ресурсов, которые бы помогли Организации Объединенных Наций «закрепить право на воду как одно из неотъемлемых прав человека».
Поскольку международные организации «имеют весьма слабое отношение к вопросам глобального руководства», то этот вопрос необходимо поднять на предстоящем саммите Двадцатки, открывающемся в апреле этого года. «Миру необходима новая модель развития и новое политическое устройство», - сказал в заключение Горбачев.
В опубликованном Меморандуме говорится, что нынешний мировой кризис водных ресурсов настолько серьезен, что необходимы кардинальные структурные изменения в экономической системе и образе жизни.
Меморандум призывает к пересмотру отношения к воде как к природному ресурсу, а также выработке международного плана по охране водных ресурсов, основными положениями которого призваны быть:
  • Всеобщее право на воду и санитарный надзор за состоянием воды;  
  • Признание всеобщей индивидуальной и коллективной ответственности за сохранение воды для будущих поколений. 
«Мы не в состоянии сохранить воду без принятия политических институциональных решений и разделения взаимной ответственности за сохранение этого жизненно важного для всех ресурса», - говорится в Меморандуме, призывающем включить Протокол о водных ресурсах в повестку дня пост-Киотского протокола и будущих соглашений по этому вопросу».
Конечная цель протокола – создание условий для нового политического мироустройства, способного ответить на глобальные вызовы XXI века.

Вода – уникальное наследие России или объект глобализации?
Источник:  И.К. Комаров, д. э. н., заслуженный экономист РФ, акад. РЭА, М.Я. Лемешев, д.э.н., проф., акад. РАЕН, А.А. Максимов, заслуженный метеоролог РФ, эксперт ООН, Б.С. Маслов, д.т.н., проф., акад. РАСХН, заслуженный деятель науки и техники РФ, Природно-ресурсные ведомости №2(341), февраль, 2009г.
Особенностью современных международных торгово-экономических отношений в сфере природопользования в последние десятилетия является противоестественное, насильственное навязывание нео-либеральной идеологии либерализации и приватизации в этой сфере. Благоприятный идеологический климат, созданный в результате разрушения СССР, обострение глобальных проблем природопользования (таких как проблема нехватки воды), позволили Западу, эксплуатируя объективные процессы глобализации, активизировать зарубежную экспансию в указанной сфере.
Главной целью такой экспансии является поддержание на высоком уровне потребления природных и энергетических ресурсов в экономически развитых странах, а также сохранение сверхприбылей транснациональных корпораций (ТНК) в условиях стагнации рынка экологических товаров и услуг в этих странах.
Ключевыми механизмами экспансии стали ТНК, международные финансовые институты и Всемирная торговая организация (ВТО).
Стратегия ТНК при достижении этих целей, в частности, в водном секторе, определяется такими ключевыми факторами, как:
а) укрепление политического и экономического влияния в водном секторе западных стран посредством навязывания приватизации и путём рыночных манипуляций, таких как акционирование водохозяйственных предприятий, приобретения, продажи, создание дочерних предприятий, «государственно-частное партнёрство», «реструктуризация», «диверсификация», и т.д.;
б) выявление водных рынков за рубежом, наиболее привлекательных с точки зрения получения максимальных прибылей, не связанных с масштабными долгосрочными капиталовложениями в реальный сектор (тенденции последних лет свидетельствуют об ориентации ТНК на рынки развивающихся стран с высокими темпами развития);
в) установление контроля над водохозяйственной политикой стран-партнёров, навязывание двух ключевых элементов этой политики: 1) приватизация услуг в водном секторе; 2) внедрение принципа полного возмещения потребителями затрат в этом секторе;
г) приспособление существующих международных структур (таких как МВФ, Всемирный Банк, Евросоюз) и создание новых структур, с целью обеспечения ТНК монопольного положения на «водных» рынках развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в частности, для облегчения проникновения на рынки этих стран, увеличения доходов от вложенных средств и уменьшения инвестиционных рисков;
д) использование преимуществ вышеуказанного монопольного положения в водном секторе для быстрого роста прибылей посредством создания вертикально интегрированных дочерних предприятий. Многочисленные конфликты между странами и ТНК, где в последние десять лет они осуществляли указанный бизнес, свидетельствуют о невыгодности, несправедливости и неприемлемости условий предоставления водных услуг этими компаниями. В наибольшей степени от такого «сотрудничества» страдают бедные слои населения.
Всемирный Банк, МВФ, Евросоюз, а также «региональные банки развития» являются мощными инструментами экспансии западных ТНК в странах остального мира. Займы Всемирного Банка, предоставленные водному сектору развивающихся стран и стран с переходной экономикой, направляются, в основном, не в реальный сектор, а в приватизацию и внедрение принципа полной оплаты услуг водного сектора самими потребителями.
Более того, под давлением Банка в 1996-2005 гг. страны – получатели займов предоставляли вышеуказанным ТНК бесплатно как бы «для демонстрации приватизации» огромное количество принадлежащих государству предприятий водоснабжения и водоотведения в Аргентине, Филиппинах, Боливии, Индонезии, Южной Африке и других странах. Результаты этих «демонстрационных» проектов были катастрофическими. Социальные и экономические проблемы, связанные с приватизацией воды, повлекли за собой волны протеста в Африке, Латинской Америке и Азии, направленные против политики Всемирного Банка и стоящих за ним ТНК.
В середине 90-х гг. ТНК пришли к выводу о невыгодности для них осуществлять прямые инвестиции в водном секторе. Это стало причиной активного продвижения модели государственно-частного партнёрства (ГЧП) в водном хозяйстве стран «остального мира». Механизм ГЧП может быть построен, прежде всего, на приобщении к государственным бюджетным средствам. Чем выгодна эта модель для ТНК? В её рамках, при сохранении высоких прибылей, они получают гарантии со стороны государства и страхование от политических рисков, в максимальной степени снимает с себя ответственность и риски за самый трудоёмкий и неприбыльный компонент в водном хозяйстве – создание, поддержание и развитие инфраструктуры.
До сегодняшнего дня отсутствуют примеры эффективности модели ГЧП в интересах комплексного решения проблем водного сектора, главной из которых является удовлетворение потребностей людей в водных услугах.
Несмотря на беспрецедентные усилия Запада по приватизации и переводу на основу частной выгоды деятельности в водном секторе, можно констатировать фактический провал этих попыток. На сегодняшний день около 90% населения в мире обеспечивается государственными водными услугами, в том числе 80% − в странах Евросоюза и 86% − в США. Такая значительная роль государства объясняется тем, что вода является необычным, ничем не заменимым природным ресурсом, особо важным для жизни человека.
Частный сектор по определению не способен кардинально решать проблему воды, в частности, предоставлять капиталовложения в малоприбыльную для него водохозяйственную инфраструктуру – основу развития водного сектора. Не решают проблему и технологические достижения, поскольку инфраструктура водного сектора, по сравнению с другими отраслями экономики, капиталоёмкая и слабо восприимчива к технологическим достижениям. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, объём капиталовложений в инфраструктуру водного сектора в 2015 и 2025 гг. может быть уменьшен только примерно на 7% за счёт внедрения технологических достижений. Остаётся надежда только на государство. Ему и далее будет принадлежать ключевая роль в водном секторе, особенно в решении социальных, экологических и финансовых вопросов.
Сторонники приватизации часто ссылаются на, якобы, успешный опыт частного управления водой в Англии и Франции. В этих странах, несомненно, достигнут высокий уровень развития водного сектора. Однако далеко не всё там благополучно и успешно. Более того, имеются основания полагать, что благополучие в водном секторе этих и некоторых других стран связано не с преимуществами частного метода предоставления услуг, а с использованием потенциала остального мира для решения водных проблем в своих странах и для получения сверхприбылей несколькими ТНК этих стран. Указанные ТНК контролируют 85% мирового рынка «экологических товаров и услуг» (в 2003 г. этот рынок превысил 550 млрд. долл.), в котором доля услуг водного сектора является преобладающей.
Подтверждением бесперспективности приватизации в водном секторе в большинстве стран мира, стал провал многолетних переговоров в рамках ВТО (так называемый «Раунд Доха») по либерализации торговли в широкой сфере экологических товаров и услуг (ЭТУ). В эту сферу включены, в том числе, товары и услуги водного сектора. На переговорах западные страны настаивали на принятии общих и секторальных обязательств по открытию рынков развивающихся стран для ТНК, предоставлению им такого же правового режима, как и своим компаниям (национальный режим), максимальному снижению импортных тарифов этими странами на товары и услуги в сфере ЭТУ, устранению различного рода нетарифных ограничений. Однако развивающиеся страны отвергли кабальные требования Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС/ВТО), разработанные в «мозговых центрах» транснациональных корпораций.
Развивающиеся страны рассматривали торговые договорённости в рамках «Раунда Доха», прежде всего, как возможное средство для решения острых социально-экономических проблем в своих странах. Эти страны делали упор на необходимость использования механизма ГАТС/ВТО для достижения одобренных ООН Целей развития тысячелетия, главной из которых является преодоление бедности. Развивающиеся страны обоснованно считали, что реализация этих предложений не только будет им не выгодна в экономическом отношении, но приведет к исчезновению традиционных форм сельского хозяйства, деиндустриализации, истощению природных ресурсов и деградации окружающей среды. Экономические потери развивающихся стран только от снижения тарифов на товары и услуги могут достичь 63 млрд. долл. в год. Эти потери стран будут значительно умножены в связи с дискриминацией со стороны развитых стран, ограничивающих доступ к новым технологиям, возросшими трудностями в решении ключевых социальных проблем, таких как здравоохранение и образование, уменьшением внимания к проблемам водообеспечения, охраны окружающей среды и т.д.
Выполнение главного требования ГАТС – либерализации международной торговли в сфере экологических товаров и услуг, неизбежно связано с приватизацией этой деятельности в секторах сферы ЭТУ, включая водный сектор. Это следует из положений ст. XVI ГАТС о доступе ТНК на рынок, ст. XVII (обеспечение национального режима для ТНК), и ст. VI (внутреннее регулирование не должно ограничивать деятельность ТНК).
Принятие указанных требований, а также дополнительных предложений западных стран в переговорах «Раунда Доха» привело бы к значительному ограничению суверенного права государства в различных направлениях национальной политики. Например, бассейновый подход в рамках водохозяйственной политики страны может противоречить требованиям ГАТС о недопустимости сдерживания частной экономической деятельности в речных бассейнах, включая деятельность ТНК по предоставлению услуг. Такие меры государства, как долгосрочные планы развития водных ресурсов в речных бассейнах, предусматривающих обеспечение минимальных объёмов речного стока, сохранение качества воды, охрана экосистем, планы развития питьевого и бытового водоснабжения, и т.д., могут сдерживать частное водопользование в бассейне. Никакая самая совершенная система государственного регулирования не способна отразить всё разнообразие последствий проводимой приватизации и сформулировать их в ограничительных условиях при принятии обязательств в ГАТС. Может сложиться такая ситуация, когда иностранная ТНК станет предъявлять свои законные (с точки зрения ГАТС) права в любой стране на использование всего или части речного бассейна, водоёма, права предоставления (на своих условиях) услуг в секторе водоснабжения и водоотведения, и т.д. До настоящего времени в мире ещё не было международного соглашения, сравнимого с ГАТС, которое предполагает такое широкомасштабное и значительное вмешательство в прерогативу правительства в водном секторе.
Ситуация будет усугубляться тем, что, в соответствии с ГАТС, процесс передачи в частный сектор, автоматически означающий и передачу в сферу требований ГАТС тех или иных видов деятельности, станет необратимым. Повернуть его вспять чревато жёсткими и неотвратимыми санкциями со стороны трибунала ВТО.
В переговорах «Раунда Доха» предложения западных стран по принятию обязательств ГАТС в ключевых секторах сферы ЭТУ относились только к странам остального мира, но не предполагали обязательств западных стран по открытию своих рынков в этой сфере. Например, США считают неприемлемым механизм ГАТС для регулирования водных отношений и водной деятельности в своей стране. Во Франции запрещена деятельность иностранных водохозяйственных компаний, в то время как французские ТНК – гиганты Suez и Veolia контролируют более 70% контрактов водных компаний по всему миру.
В России ТНК, Всемирный Банк и Евросоюз также диктуют основы водохозяйственной политики, в том числе, в водном законодательстве и в организации важных водохозяйственных проектов. Например, займы, взятые Россией в последнее десятилетие у Всемирного Банка и других банков на цели водоснабжения и водоотведения (несколько сот миллионов долларов), предоставлялись на условиях, выгодных для ТНК, но сомнительных с точки зрения интересов страны. Во-первых, средства должны использоваться на приватизацию в секторе водоснабжения и водоотведения, а также на внедрение принципа полной оплаты услуг водного сектора потребителями; во-вторых, предоставляя займы, ставится условие, что они будут, в основном, использоваться западными ТНК.
Значительный ущерб водохозяйственному комплексу России наносит Евросоюз, который в интересах ТНК непосредственно воздействует на принятие политических и законодательных решений в российском водном секторе. При этом ЕС реализует известную во всём мире политику двойных стандартов в отношении воды, разделяя народы Европы на «своих» и «чужих». «Свои» – это народы региона ЕС, для которых, согласно Рамочной водной директиве ЕС (РВД ЕС), «вода, в отличие от других продуктов, не является коммерческим товаром, а представляет собой наследие Европы, с которым обязаны бережно обращаться, сохранять и защищать от любых посягательств».
Однако такое требование уже никак не применимо к «чужим» народам, включая Россию и остальной мир. Это следует из «Водной инициативы ЕС» (ВИЕС), с которой Евросоюз впервые выступил на Всемирной встрече в верхах по устойчивому развитию (Иоганнесбург, 2002 г.).
В дальнейшем Евросоюз конкретизировал свою позицию, в частности, в Заявлении по «Стратегическому партнёрству по воде в целях устойчивого развития в рамках ВИЕС для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА)». С ним выступило Правительство Дании от имени Евросоюза на 5-й Конференции министров ЕЭК ООН «Окружающая среда для Европы» (Киев, 21-23 мая 2003 г.). В Заявлении прямо сказано: «Идея заключается в том, чтобы использовать средства, предоставляемые донорами (международными кредитными организациями) для создания в странах ВЕКЦА потенциала, который позволит привлекать в водный сектор этих стран частное финансирование». Далее в документах ВИЕС-ВЕКЦА уточняется: «Деятельность будет направлена на улучшение условий для привлечения национальных и зарубежных частных компаний в секторе городского водоснабжения и водоотведения».
Таким образом, российскому водному сектору Евросоюз определил (в отличие от отношения к воде в Западной Европе, закреплённого в РВД ЕС) следующую участь: вода в России – уже не всеобщее благо, несовместимое с рынком, а товар, который продаётся. Обеспечение прав человека на воду больше не является ключевой обязанностью государства: российские граждане должны покупать услуги в водном секторе.
Ущербная для России политика Евросоюза не только не разоблачается и не отвергается в высших эшелонах российской власти, но наоборот, закладывается в основу водохозяйственной политики страны. Подтверждением тому является реализация проекта «Реформирование водного законодательства РФ», инициированного Администрацией Президента РФ и выполненного в 2003-2004 гг. Правительством Дании, от имени Евросоюза предоставившей финансовые средства на реализацию проекта.
Непосредственный исполнитель работ по проекту – бельгийская фирма Milieu Ltd. в период реализации проекта выполнила следующие работы:
- «подготовила предложения и приняла участие в обсуждении проекта нового Водного кодекса РФ»;
- подготовила проекты федеральных законов – технических регламентов: «О водоснабжении»; «О водоотведении»; «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Выполнение вышеуказанного проекта пришлось на тот период, когда вариант Водного кодекса, подготовленный в Минприроды России, был отклонён, а функции его разработчика переданы Минэкономразвития России.
В феврале 2004 г. в Правительстве РФ, а затем в Госдуме рассматривалась уже совершенно иная редакция проекта Водного кодекса, основанная на рекомендациях Евросоюза.
Результаты проекта ЕС фактически определили содержание и характер Водного кодекса РФ, принятого в 2006 г. и открывшего дорогу к масштабной приватизации в водном секторе (в том числе, иностранцами). Положения Кодекса «гармонизированы» с требованиями ГАТС/ВТО, несмотря на то, что большинство стран-членов ВТО отвергли эти требования.
Фирма Milieu Ltd. уделяла особое внимание направленности проекта на «обеспечение соответствия российского водного законодательства торговым принципам и требованиям ГАТС/ВТО». Она откровенно признавала, что её конечная цель в проекте – не только привести российское водное законодательство в соответствие с торговыми принципами ВТО, но и помочь «протолкнуть» разработанные в рамках проекта и отвечающие требованиям ГАТС законопроекты в российском Парламенте, а также помочь в их дальнейшей реализации. К настоящему времени эта цель почти достигнута. Принят Водный кодекс РФ, с изменениями, отражающими интересы Евросоюза и стоящих за ним ТНК; проекты других важных законодательных документов (технических регламентов), разработанных в рамках проекта, находятся на рассмотрении в разных инстанциях. Цель их разработки – заменить «строгие» нормы предельно допустимых концентраций загрязнения (ПДК) и предельно допустимых сбросов загрязнения (ПДС) на «экономически реальные и экологически оправданные мероприятия» в водном хозяйстве.
Такой подход полностью отвечает требованиям ГАТС/ВТО, в частности, «скользкому» требованию ст. VI ГАТС в том, что национальные «процедуры» и «технические стандарты» не должны быть «более обременительными, чем это необходимо». Реализация требований этой Статьи означает, например, что в России может быть узаконен отказ государства от разработки нормативов контроля над 30 млн. вредных для здоровья и природы химических соединений, существующих в природной среде (эта цифра ежегодно увеличивается на 500 тысяч). Придётся постоянно доказывать Апелляционному суду ВТО (проводить так называемые «necessity tests»), что меры Правительства России по борьбе с химическими загрязнениями не ущемляют права иностранных компаний, имеющих свой бизнес в России, что эти меры не являются «неоправданным барьером в торговле услугами».
Не случайно требование ст. VI было отвергнуто в переговорном процессе «Раунда Доха». Его принятие, с одной стороны, может ущемлять суверенное право государств принимать меры по защите здоровья людей и окружающей среды, а с другой – предоставлять транснациональным корпорациям дополнительные преимущества в конкуренции на рынках этих стран.
В случае принятия требований ГАТС Россия должна будет согласиться с этим ущербным для неё положением. В кризисных условиях в водном секторе России (отсутствие единой политики и острое недофинансирование) практическим результатом принятия регламентов может стать только улучшение условий для экспансии и доминирования западных компаний в природоресурсном секторе страны.
Ни система регламентов, ни система ПДК/ПДС при отсутствии политической воли и соответствующего финансирования не будут эффективными при решении водных и экологических проблем страны.
Соглашательская и ущербная для страны позиция российского руководства подтвердилась при заключении Соглашения между Россией и Евросоюзом по тематике ВТО от 21 мая 2004 г. Российская сторона пообещала, в случае принятия в ВТО, взять обязательства, в том числе, по либерализации торговли в широкой сфере «экологии». В эту сферу входит также водный сектор. Реализация Россией этих обязательств (которые были отвергнуты другими странами как противоречащие их национальным интересам), позволит западным ТНК установить фактический контроль над российским водным сектором.
Несостоятельными оказались попытки задним числом обосновать вышеупомянутое обещание России Евросоюзу, посредством проведения исследования по «гармонизации» российского законодательства с требованиями ВТО в водном секторе. Слабая доказательная база, некомпетентность аргументации и суждений в рамках исследования, подтвердили его формальный и заказной характер.
Выводы и предложения
1. Развитие мирового водного хозяйства в последние десятилетия свидетельствует о том, что проводимая с начала 90-х гг. XX в. приватизация воды, этого особо важного для жизни природного ресурса, не является магистральным путём, по которому пойдёт мир, а кратковременным в историческом масштабе периодом. Он совпал с периодом активного навязывания миру нео-либеральной идеологии, иллюзорные достоинства которой преподносились как реальные в связи с разрушением СССР.
2. Эксплуатация западными ТНК объективных процессов глобализации не способствовала решению водохозяйственных проблем в мире. Корпорации оказались не в состоянии, в частности, внести обещанный вклад в решение проблемы нехватки воды в развивающихся странах, поскольку главные цели экспансии ТНК заключаются не в решении проблемы воды, а в сохранении сверхприбылей путём приватизации в водном секторе и доминирования на водном рынке стран остального мира. Такая политика отвергается странами, о чём свидетельствуют многочисленные конфликты ТНК с населением и властями в развивающихся странах, а также провал попыток западных стран в рамках ВТО навязать остальному миру либерализацию торговли экологическими товарами и услугами в водном секторе.
3. В мире сохраняется устойчивая тенденция укрепления прав государственной и общественной собственности на воду и государственного предоставления услуг в водном секторе: около 90% населения в мире пользуется такими услугами.
4. Россия, приняв Водный кодекс 2006 г., с акцентом на приватизацию воды, в том числе, иностранцами, пошла вразрез с указанной тенденцией. Такая политика, реализуемая под давлением заинтересованных западных структур и при содействии на верхних этажах российской власти, не отвечает интересам страны. Значительно возрастает угроза суверенным правам государства по реализации национальной водохозяйственной политики, в связи с соглашательской позицией российского руководства в переговорном процессе по вступлению в ВТО. Реализация обязательств России в качестве «платы» за вступление в ВТО обеспечит иностранным ТНК преимущества на российском водном рынке, с нанесением ущерба интересам страны.
5. Интересы России требуют проведения (по примеру других стран) национального исследования по всему комплексу вопросов развития российского водного сектора, с целью защиты его интересов в глобализирующемся мире. В рамках такого исследования необходима тщательная оценка мирового опыта приватизации в водном секторе, роли транснациональных корпораций, международных финансовых, природоохранных и торговых институтов, а также оценка особенностей и значения российского водного сектора в мировом водном хозяйстве.       

©Экосистемный подход при восстановлении, использовании
и охране малых рек
А   В   Т   О    Р    Е    Ф    Е    Р    А    Т
 ©Заслуженный эколог России И.Б. Коренева
(на правах рукописи)
Росия, Москва, 2005

        Как и в прежние годы, так и в настоящее время при использовании водных ресурсов малых рек и при антропогенном освоении их водосборов не обеспечивается  поддержание их экологически полноценного состояния. В результате этого многие малые реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении их природных комплексов. Особенно это относится к экосистемам малых рек Европейской части страны.
       Деградация малых рек проявляется, прежде всего, в заилении, истощении и загрязнении. Каждый из этих факторов негативно влияет на процессы обмена веществ между гидробионтами и средой их обитания. Нарушения процессов метаболизма, в свою очередь, ведут к усилению процесса загрязнения водной среды, и как следствие, к резкому снижению полезной биопродуктивности водной экосистемы. В целом, катастрофически убыстряется жизненный цикл реки, что ведет к ее преждевременному старению за несколько десятилетий и превращению в очаг инфекции и источник заболеваемости населения по водному фактору.
Анализ построенных зависимостей (материалы ин-тов «Союзводпроект» и  «Союзгипроводхоз», 1991 год) сумм годовых осадков и испарения от времени для ряда бассейнов средних и малых рек Новосибирской области, Северо-Кавказского и Уральского экономических районов, Забайкалья и др. районов свидетельствует о том, что климатические условия за последние десятилетия практически не изменились. Но в тоже время, на графиках зависимости последовательных сумм годового стока от времени отчетливо проявляется тенденция к уменьшению годового стока за эти же последние десятилетия. Аналогичные данные имеются и по рекам Европейской части страны, в том числе Волжского региона.
     Бактериологическое, химическое, тепловое загрязнение (материалы ин-та ВНИИВО, 1993 год) многих малых рек в различных регионах страны превышает их ассимилирующую способность. Отмечались случаи, когда употребление в пищу, рыбы из таких рек вызывало пищевые отравления, купание в этих реках приводило к кожным заболеваниям у населения.
Было бы неправильно сказать, что состоянию малых рек вообще не уделялось никакого внимания со стороны государственных органов, научных и проектных институтов,  других заинтересованных субъектов.
      Начиная с 1970-х годов многими научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими, конструкторскими организациями был выполнен большой объем разноплановых работ: по изучению малых рек; разработки водоохранных мероприятий, конструкций и устройств; созданию нормативно-методических документов по комплексному использованию и охране  водных ресурсов малых рек. На государственном уровне совершенствовалась система управления и контроля за использованием и охраной малых рек. Были усилены требования по нормам санитарно-экологического стока (попуска) на малых реках; ужесточены нормативы предельно-допустимых сбросов сточных вод и требования к эффективности очистных сооружений; как обязательная норма было введено требование о создании водоохранных зон и др.
      Однако должного положительного эффекта от реализации этих научных, нормативных, проектных и других работ в области рационализации использования и охраны малых рек, достигнуто не было. Это является следствием трех обстоятельств.
     Первое. Наряду с внедрением научно-обоснованных прогрессивных правил, норм, сооружений и устройств водоохранного назначения осуществляется нерациональная хозяйственная деятельность. Так, например, фактические данные показывают, что объем вырубки лесов на водосборной территории существенно влияет, и уменьшил регулирующее влияние лесной растительности на водность рек. Острее и разрушительнее стали пики половодий и паводков, меньше грунтовое питание в межень на многих малых реках. Распашка пойм и крутых склонов в пределах водосбора привела к нарушению эрозионной устойчивости почвы, и как следствие к заилению русел рек. За счет неумеренных доз внесения удобрений и ядохимикатов, неправильного их хранения, загрязнения урбанизированных и селитебных территорий, и др., твердый поверхностный сток содержит множество загрязняющих веществ, которые поступают в водную среду. Строительство запруд, часто глухих плотин, не инженерного типа, с целью увеличения располагаемых местных водных ресурсов, приводит не только к ухудшению гидрологического, гидрохимического и гидробиологического режимов, но в ряде случаев ведет к полной деградации малой реки. И это еще не полный перечень негативных факторов влияния нерациональной хозяйственной деятельности на водные экосистемы.
      Второе. Выполненный существенный объем гидрологических и гидрохимических научных исследований по малым рекам сопровождался не достаточным объемом гидробиологических и экологических исследований. Поэтому проведение количественной оценки компонентов причинно-следсвенных зависимостей, возникающих в природно-антропогенных процессах, как правило, затруднено, и нередко, не отражает действительной силы влияния одного фактора на другой.
       Эта ситуация продолжает оставаться актуальной, хотя считалось, что введение системы лицензирования природопользования позволит снизить антропогенное воздействие на природную среду до экологически безопасного уровня.
       Однако система лицензирования не обеспеченная соответствующими обосновывающими материалами, к которым относятся Федеральная, региональные, отраслевые схемы и программы комплексного использования и охраны природных ресурсов, не может эффективно работать и стимулировать рационализацию природопользования.
       Третье. В свою очередь, названные схемы и программы, не имеющие экологически обоснованной методологии их составления, не могут обеспечить увязку потребностей в природных ресурсах, а также экономических интересов, природо-пользователей с объективно необходимыми требованиями по поддержанию среды обитания человека на экологически безопасном уровне.
Методологической основой регионального использования водных ресурсов, и в частности малых рек, является экосистемный подход.
      Определение понятия, принципы и правила экосистемного подхода при водопользовании были разработаны на основе объективно действующих законов экологии и базовых данных о естественно-природных и природно-антропогенных закономерностях в водных объектах (Коренева И.Б., 1999 год).
       Реализация экосистемного подхода означает, что водохозяйственная деятельность осуществляется:
•      на основе знаний о внутриводоемных процессах;
•     в целях обеспечения экологически полноценного состояния водных объектов и удовлетворения потребностей населения и экономики в водных ресурсах;
•    с учетом взаимозависимости и взаимодействия всех биотических, абиотических, антропогенных и технических элементов экосистем водных объектов, увязанных в иерархию причинно-следственных связей;
•    для управления социально-эколого-экономическими системами водных объектов, бассейна и водного фонда Российской Федерации в целом.
      Для практической работы основополагающие принципы и правила экосистемного подхода конкретизируются соответственно специфическими природными особенностями определенной категории водного объекта (море, крупная река, озеро и т.д.), в данном случае - малая река.

     К природным особенностям малых рек относятся следующие:
•    сравнительно небольшие объемы стока;
•    невысокие пределы процессов самоочищения;
•    существенная зависимость от состояния водосборной территории. 
     
     В этой связи, экосистемы малых рек характеризуются повышенной чувствительностью к антропогенному воздействию
Превышение пределов экологически допустимого антропогенного воздействия ведет к снижению и утрате природно-антропогенных, а в дальнейшем и природно-естественных, функций малой реки.
     Малые реки, находящиеся в состоянии снижения их природно-антропогенных и природно-естественных функций, требуют и подлежат восстановлению и охране их водных ресурсов.
     Под понятием, "восстановление" малой реки следует понимать достижение, путем проведения системы целенаправленных мероприятий, такого состояния реки, при котором на замыкающем створе (устье) малая река удовлетворяет требованиям формирования гидрологического режима и качества вод той реки, в которую впадает малая река. А также, когда малая река выполняет свои функции без ущерба для самого требовательного к качеству и количеству водных ресурсов вида водопользования, расположенного непосредственно в ее пределах. Такое состояние малой реки соответствует оптимальному ее состоянию.
   Под понятием "охрана водных ресурсов" малой реки следует понимать поддержание, путем проведения системы целенаправленных мероприятий, оптимального состояния малой реки.
   Под понятием "региональное использование" малой реки следует понимать достижение такого технического уровня хозяйствования в ее пределах, который обеспечивает неистощительное использование природных ресурсов бассейна малой реки.
Как упоминалось выше, ключевой позицией экосистемного подхода является знание конкретных показателей параметров характеристик внутриводоемных процессов рассматриваемого водного объекта.
    Однако, несмотря на то, что гидробиологические наблюдения ведутся только на очень небольшом количестве малых рек, применение основных принципов и правил экосистемного подхода к водопользованию на малых реках возможно и в этих условиях. Поскольку, основные закономерности внутриводоемных процессов одинаково характерны для всех объектов - представителей определенной категории водного объекта.
    Основным звеном механизма внутриводоемных процессов является самоочищение водных масс. Самоочищение представляет собой совокупность гидродинамических, биохимических, химических и физических процессов и является проявлением биотического круговорота в водном объекте. Первозданно эти процессы направлены на самоочищение природных вод от элементов твердого поверхностного стока и продуктов жизнедеятельности гидробионтов. В условиях антропогенного загрязнения самоочищающая способность водных экосистем испытывает повышенные нагрузки и истощается. В результате этого ухудшается биологическое качество воды. И, как следствие, начинается процесс деградации водной экосистемы, вплоть до полного исчезновения наиболее чувствительных к качеству воды видов гидробионтов.
   Наиболее оптимальные условия жизнедеятельности организмов, а, следовательно, и обмена веществ в водном объекте создаются в биоценозе, который формируется под влиянием условий естественной среды, взаимоотношений между организмами и с участием геофизических процессов.
И.Коренева, 2005

Облако тегов

вода (178) видео (49) картинки (23) фото (21) экология (21) фильм (20) всемирный день воды (18) видео. фильм (17) питьевая вода (15) вода. загрязнение воды (14) петрик (14) Грызлов (11) гидрополитика (11) грязная вода (11) арктика (10) артезианская вода (10) водные войны (10) водные ресурсы (10) загрязнение (10) технологии (10) ООН (9) Россия (9) вода в космосе (9) экологический проект (9) Украина (8) наука (8) чистая вода (8) голубое золото (7) климат (7) пресная вода (7) технология (7) фильтр (7) глобальное потепление (6) загрязнение воды (6) мусор (6) мусорное пятно (6) нехватка воды (6) океан (6) очистка (6) австралия (5) байкал (5) картинки. фото (5) китай (5) лед (5) ледники (5) мусорный континент (5) очистка воды (5) публикации (5) река (5) реки (5) статьи (5) центральная Азия (5) Лужков (4) Программа "Чистая вода" (4) Северный ледовитый океан (4) выживание (4) катастрофа (4) луна (4) обратный осмос (4) парниковый эффект (4) свойства (4) статистика (4) фото воды (4) экологическая катастрофа (4) International World Water Day (3) Азия (3) Азовское море (3) Единая Россия (3) Москва (3) Открытая Арктика (3) аллювиальные отложения (3) антарктида (3) атмосферные осадки (3) великая тайна воды (3) вода из воздуха (3) вода кончилась (3) вода на Марсе (3) водоподготовка (3) гидроплитика (3) грязный пляж (3) для питья (3) дождь (3) живая вода (3) засуха (3) конфликт (3) космос (3) кристаллический лед (3) ледник (3) методы очистки воды (3) моровой океан. вода (3) опреснение (3) открытия (3) пить (3) планета (3) пластик (3) программа (3) пустыня (3) пустыня. отсутствие воды (3) родниковая вода (3) снег (3) установка (3) Video Dirty Beach's (2) Азербайджан (2) Амазонка (2) Антарктика (2) Аральское море (2) Барнаул (2) Вода Будды (2) Вода и мы. Фото галерея. (2) Водные риски (2) Водный кодекс (2) Горбачев (2) Донбасс (2) Казахстан (2) Крым (2) Марс (2) Обь (2) РАН (2) США (2) Сибирь (2) Таджикистан (2) айсберг (2) актуальная проблема (2) акция "Грязная вода" (2) америка (2) астронавты (2) борьба (2) бред (2) внутренняя система (2) вода из крана (2) вода кончится (2) водная масса (2) водный баланс (2) водоканал (2) водолечение (2) водопад (2) водопользование (2) водопровод (2) водяной кризис (2) воздух (2) государство (2) граница (2) грязная вода видео (2) добыть воду (2) добыча воды (2) единороссы (2) жизнь (2) закон (2) законодательство (2) здоровье (2) земля (2) изменение климата (2) испарения (2) история (2) капля (2) качество воды (2) кит (2) критерии качества воды (2) круговорот воды (2) литр (2) люди (2) мертвая вода (2) мульт (2) мусор. загрязнение (2) мусороворот (2) мутность (2) нанотехнология (2) население (2) новости (2) общество (2) озеро (2) осмос (2) отходы (2) партия (2) переработка (2) питьевая вода Украины (2) плакаты (2) плотина (2) подземные воды (2) поиск (2) политический инструмент (2) потепление климата (2) потоп (2) потребность (2) право на воду (2) приливная электростанция (2) природная вода (2) проблема (2) проблема чистой воды (2) путин (2) реки. Лужков (2) ресурсы (2) свалка (2) солесодержание (2) солнечный дистиллятор (2) течения (2) топливо (2) хлор (2) хлорка (2) черное море (2) чистая (2) экстремальные условия (2) 20 (1) Deutsche Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit (GTZ) GmbH (1) ExxonMobil Exploration (1) GeoWiki (1) Great Pacific Garbage Patchб video (1) Hammer (1) Pacific Trash Vortex (1) Samburu water project video (1) World Water Day (1) World Water Day 2010 (1) World Water Day Video (1) World Water Day-Children call for action (1) http://www.waterhistory.org (1) mr. freeman 5 (1) video (1) water Clean Water Africa (1) water project video (1) АиФ (1) Альпы (1) Амударья (1) Англия (1) Арктика «темнеет» и «зеленеет» (1) Арктика растаяла до минимума (1) Балтийское море (1) Балхаш (1) Беларусь (1) Битва за Арктику (1) Бразилия (1) ВОЗ (1) Ваттовое море (1) Википедия (1) Виктор Шаубергер (1) Вода - новое оружие (1) Восток (1) Всемирная Организация Здравоохранения (1) ГОСТ (1) ГЭС (1) Ганг (1) Геологический факультет (1) Германия (1) Германское общество по техническому сотрудничеству (1) Гидросфера (1) Гималаи (1) Гольфстрим (1) Город Богов (1) Господь (1) Гренландия (1) Грызло (1) Дальний Восток (1) День Земли (1) Добавление лития в воду (1) Загадка Антарктиды (1) Зайсан (1) Израиль (1) Индия (1) Иртыш (1) Как вырыть колодец (1) Капчагай (1) Каримов (1) Каспийское море (1) Керчь (1) Ковчег (1) Коран (1) Космический источник воды (1) Кыргызстан (1) МАЯК (1) МГУ (1) Медведев (1) Мексиканский залив (1) Мертвое море (1) Миронов (1) Монголия (1) Музей Мирового океана (1) Нарочь (1) Нептун (1) Ниагарский водопад (1) Ной (1) ОАО "Украинский научный центр технической экологии" (ОАО "УкрНТЭК") (1) Одесса (1) Очистка воды хлором в Москве полностью прекратится (1) Павловский пасад (1) Пакистан (1) Палестина (1) Питер (1) Прибалтика (1) Принц Чарльз (1) Россия не готова к переработке мусора (1) Сарезское озеро (1) Селенга (1) Сиамур (1) Тайвань (1) Тибет (1) Тихий океан (1) Трансгенизация (1) Узбекистан (1) Феномен Капли (презентация). (1) Финляндия (1) Хорватия (1) Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова (1) Час Земли (1) Челябинская область (1) Чернобыль (1) Шойгу (1) Экологический центр "Экосистема" (1) Ялта (1) Япония (1) Яхно Т.А. Высыхающая капля. (Доклад в Пущино (1) автомобиль на воде (1) агломерация (1) агрегатное состояние (1) агрегация (1) адгезия (1) акваторг (1) активная реакция (1) акция (1) аниониты (1) аэрирование (1) баня (1) бассейн реки (1) библия вода (1) биосфера (1) благотворительные организации (1) болота (1) болото (1) большая советская энциклопедия (1) бочка (1) бурить скважину на воду (1) бутилированная вода (1) бутылка (1) бытовые генераторы воды из воздуха (1) вечная мерзлота (1) вихревые технологии (1) вкус (1) влагооборот (1) влажность (1) внешнее водоснабжение (1) вода в Рождество Христово (1) вода может кончиться (1) вода на Луне (1) вода на Сатурне (1) вода. стать (1) водно информационный центр Киев (1) водное хозяйство (1) водные конфликты (1) водный кризис (1) водопроводная вода (1) водораздел (1) водоснабжение (1) воды осталось на 20 лет (1) водяная война (1) возможности человека (1) война за воду (1) волоканал (1) враг народа (1) всемирный водный форум (1) вулкан (1) вулканические (1) газированная вода (1) газы (1) гарантия (1) география (1) гляциологи (1) горячая вода (1) госрезерв (1) град (1) грунтовые воды (1) грязное (1) грязь (1) грязь в воде (1) давление (1) дам на воде (1) дающему жизнь (1) двигатель на воде (1) делать бензин из отходов (1) день водных ресурсов 22 марта (1) деревянный дом (1) дешево (1) дисимметрия (1) дистиллированная вода (1) дождевая вода (1) доклад (1) дом (1) доставка (1) доступ к воде (1) евпатория (1) жара (1) железо в воде (1) жесткая вода (1) жесткость (1) жопа (1) загадка (1) загрязнение поверхностных вод. карты (1) загрязненность поверхностного стока (1) закаливание (1) замедленная съемка (1) запах (1) защита (1) земная кора (1) идиоты (1) изобретения (1) индейцы (1) индиго (1) институт водных проблем (1) интересное (1) ионный обмен (1) ионообменные смолы (1) искать (1) исландия (1) источники (1) исчезновение (1) июль 2011 г.) (1) йод (1) как мало воды на земле (1) карибы (1) карма (1) карма воды (1) карто (1) катастрофы (1) катиониты (1) квантовая физика (1) кипяченая вода (1) кислотный (1) китайцы (1) кишечная полочка (1) класс (1) классификация осадков (1) кока-кола (1) колодец (1) колыбель для кошки (1) кольца (1) конденсация (1) контроль (1) кончилась вода (1) корнеева (1) кран (1) кризис (1) криосфера (1) кровавая вода (1) круговорот (1) крупа (1) курт вонненгут (1) лазер (1) левитация (1) лед атмосферный (1) ледоход (1) линия водоснабжения (1) литров (1) лодки (1) машина для производства воды (1) мгновенное замерзание (1) медузы (1) микробиология (1) микроорганизмы в воде (1) миксер (1) мозг (1) молекула воды (1) молодые ученые (1) морось (1) морской слон (1) моча (1) музей воды Киев (1) мэр (1) на берегу реки (1) наводнение (1) назарбаев (1) найти воду (1) наличие воды (1) не пить (1) небоскреб (1) некачественная вода (1) неметаллическое вещество (1) нерастворенные механические частицы (1) нет воды (1) норма (1) нормирование (1) обеззараживание (1) обеззараживание питьевой воды (1) обеспечение водой (1) облака (1) обливание (1) обман (1) обмеление рек (1) обратный (1) озеро Клилук (1) органолептические свойства (1) осадки (1) открытие (1) охрана воды (1) памятник (1) память (1) пан ги мун (1) пар (1) парниковые газы (1) парниковый эффект. искусстевенные деревья (1) паровой двигатель (1) перу (1) пингвины (1) пить в сутки (1) пить воду (1) питьевая (1) плавающие фонтаны (1) пластиковый суп (1) пляж (1) повернуть. продать (1) поворот сибирских рек (1) подводный музей (1) подготовка (1) подземная вода (1) полезно (1) политика (1) польза (1) понятия (1) правительство (1) презентация (1) приборы (1) природа (1) проблемы (1) проблемы с водой (1) продажа (1) продать Россию (1) протиевая вода (1) процесс (1) пруд (1) пятно (1) радиоактивность воды (1) радон (1) разворот рек (1) раствор (1) расход (1) расход воды (1) река Лена (1) реклама (1) решение проблемы генерации воды (1) рисование (1) рисунок (1) родники (1) ролик (1) самые чистые водоемы в мире (1) сверхохлаждение (1) святая вода (1) семья (1) серебренная вода (1) система восстановления воды (1) скандал (1) скважина (1) словарь (1) смягчение воды (1) снежинки (1) снежура (1) соленая вода (1) солнце (1) состояние (1) сосульки (1) спикер (1) способ (1) спутник (1) средняя азия (1) станция (1) старица (1) статья (1) стихия (1) стоимость (1) стоки (1) сточные воды (1) страна (1) стратегические запасы (1) стратегический ресурс (1) строение молекул (1) строительство (1) суперионноя вода (1) схема (1) тайна воды (1) тают (1) тектонические (1) температура (1) теория (1) термины (1) тройная точка воды (1) удаление (1) унитазы (1) ураган (1) утилизация (1) ученые (1) фантастика (1) фауна (1) ферма (1) физика (1) философия (1) фильм о воде (1) фильтровать (1) фильтры Петрика (1) флора и фауна (1) флорида (1) фонтаны (1) формирование льда (1) фотография (1) химический состав (1) хлорирование (1) хозяйственно-бытовые цели (1) холодная вода (1) цветность (1) цена за воду (1) цивилизация (1) цитаты (1) цунами (1) человек (1) человечество (1) черный пингвин (1) школа (1) школолопедия (1) шторм (1) шутка (1) щелочность (1) экзотическое состояние воды (1)